Экспедиционные исследования 2010
Ежегодно в Институте проводится научная сессия, посвященная результатам полевых исследований. Экспедиционным работам традиционно отводится особая роль в научном собирании уникальных коллекций памятников письменности, материальной культуры, лингвистических, фольклорных, этнографических сведений и материалов. На состоявшейся 24 марта 2011 года годичной сессии было заслушано восемь докладов о результатах экспедиционных исследований, состоявшихся в 2010 году, — международной экспедиции «Видеографическое исследование объектов культурного наследия Центрального и Западного Тибета» (руководитель чл.-к. РАН Базаров Б.В.); международной экспедиции по составлению карты древних и средневековых городов Центральной Азии (руководитель д.и.н. Данилов С.В.); международной археологической экспедиции по изучению неолитических памятников Восточной Монголии (руководитель Цыденова Н.В.); Байкальской археологической экспедиции (руководитель д.и.н. Дашибалов Б.Б.); Бурятской комплексной палеолитической экспедиции (руководитель к.и.н. Ташак В.И.); «Мигранты во Внутренней Азии: механизмы и формы адаптации, экономические и социальные практики» (руководитель д.и.н. Балдано М.Н.); «Нативные традиции и этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона и Внутренней Азии в современных условиях» (руководитель д.и.н. Бураева О.В.); «Современное бытование протяжных песен у монголоязычных народов (бурят Предбайкалья)» (руководитель д.ф.н. Дампилова Л.С.).
Маршрут международной экспедиции «Видеографическое исследование объектов культурного наследия Центрального и Западного Тибета» (Лхаса, Шигацзе, Гьянцзе, Дарчен, Цзата, Сакья, Самъе, Лхаса) составил 4000 км на автомобилях, участниками экспедиции пересечено 13 высокогорных перевалов, проведена видеографическая съемка 3 священных природных объектов Тибета:
3-дневный обход священной горы Кайлаш (53 км). Кайлаш (6714 м.) почитается как центр вселенной – священная гора Сумеру, обиталище Шивы и грозной ипостаси Будды – Самвары.
Священное озеро Манасаровар. По индуистской традиции озеро является манифестацией сознания Брахмы, источником 4 великих рек Азии.
Священное озеро Ямдрок-цо – «ярчайшая бирюза в обрамлении снежных вершин», одно из священных высокогорных озер Тибета.
Участниками российско-китайской экспедиции проведена видеографическая съемка 18 культовых объектов Центрального и Восточного Тибета: дворец Потала, храм Чжокхан, монастыри Дрепунг, Сэра, Ганден, Ташилунпо, Нартанг, Цапаранг, Тхолинг, Чиу Гомпа, Сакья, Пачор Чодэ, ступа Кумбум, могилы тибетских царей Чонг Гье, дворец Юмбулаган, монастыри Санри Кармар, Самъе, Дордже Драк.
Наиболее труднодоступные места посещения:
Развалины царства Гугэ в Западном Тибете – крайняя точка экспедиции. Расцвет царства относится к 10 в., с этого места началась вторая волна распространения буддизма в Тибет великим пандитом Атишей и переводчиком Ринчен Санпо.
Монастырь Санри Кармар в Центральном Тибете – здесь великая йогини Мачиг Лабдрон создала традицию Чод, получившую большое распространение в Монголии и Бурятии.
Зафиксированы и отсняты 6 служб в монастырях. Наиболее редко доступные службы: практика Чод в исполнении настоятеля монастыря Санри Кармар и подношение мандалы в монастыре Дордже Драк школы Ньингмапа.
В ходе экспедиции выявлено, что крупные знаменитые монастыри, как правило, отреставрированы и находятся в хорошем состоянии, в то же время отдаленные, небольшие, но не менее значимые объекты культурного наследия не восстановлены и вряд ли будут когда-нибудь восстановлены, как, например, печатный двор монастыря знаменитого в прошлом монастыря Нартанг. В монастырях проводятся службы, население исполняет религиозную деятельность, однако религиозная деятельность проходит под строгим наблюдением со стороны государства.
Как отметил в своем докладе С.В. Данилов, «изучение древних цивилизаций, проводимое на протяжении длительного времени показало, что одним из характерных признаков перехода человечества на более высокий уровень развития является город. Создание электронной, постоянно пополняемой, карты древних городов Монголии, Забайкалья, Тывы на хорошей топографической основе значительно пополнит наши знания по разнообразным аспектам исторической географии исследуемого региона, позволит более отчетливо представить взаимосвязь поселений с природными обстановками, глубже понять внутреннюю эволюцию кочевого социума от кочевых стойбищ к укрепленным городищам и, более шире, к государственным образованиям, кочевым империям». В связи с этим основной целью международной экспедиции по составлению карты древних и средневековых городов Центральной Азии явились подготовка материалов к созданию электронной карты городов Центральной Азии; выработка методики сбора материалов; сбор эмпирического материала — описание древних и средневековых городищ и поселений, съемки планов в системе джи пи эс, фотосъемки памятников и окружающего памятники ландшафта. Были обследованы следующие городища и поселения на территории Бурятии: Иволгинское городище хунну на реке Селенге, Темниковское поселение эпохи средневековья на реке Темник, хуннское городищен Баян-Ундэр на реке Джида, поселение хуннского времени Дурены на реке Чикой. Хуннское городище Нижний Мангиртуй на реке Хилок нами не было найдено, в Тугнуйской долине были обследованы Сутайская феодальная усадьба и остатки зданий времен монгольской империи у села Нарсатуй. На территории Монголии были обследованы киданьские городища Улан Хэрэм, Чин Толгой, Эмгэйтийн Хэрэм, Хара Бух Балгас, Хэрмэн Дэнж Цагаан Дэнжийн Балгас, Цагаан Дэнжийн Балгас II, Бэлхийн гол, Лун, Модонгийн Туурь, Хэрлэн Зуун Хэрэм, Хэрлэн Баруун Хэрэм; уйгурские городища Хара Балгас, Чилен Балгас, Цагаан Сумийн Балгас, Гэзэг Бурдын Дорволжин, столица монгольской империи Хархорин (Каракорум), хуннское городище Хурэт Дов. В ходе работ было открыто одно городище близ города Баганур, названное нами Гун Галуут, датировка и культурная принадлежность которого пока не определена. Разработанная методика обследования городищ и поселений в полевых условиях апробирована в основном на известных памятниках Центральной Монголии и Бурятии. В будущем полевом сезоне предполагается обследовать районы Тывы и Западной Монголии, а также Читинской области и Восточной Монголии, где информация о памятниках менее доступна.
Продолжающаяся второй полевой сезон международная археологическая экспедиция по изучению неолитических памятников Восточной Монголии под руководством Н.В. Цыденовой совместно с сотрудниками кафедры археологии и антропологии Монгольского госуниверситета провела рекогносцировочные работы в Восточной Монголии, в результате которых открыто и обследовано несколько новых стоянок и поселений эпохи неолита – раннего бронзового века в местности Адагийн гол, Увдэг, Халх Хушоо, новые местонахождения в местности Улаан Зуух (пункты 1, 5) (сомон Тувшинширээ, Сухэбаторский аймак), обследовались выявленные ранее местонахождения — Барга Элс (сомон Мунххаан, Сухэбаторский аймак), Цагаан чулуут (сомон Гурванзагал, Дорнод аймак), Норовлийн (сомон Булган, Дорнод аймак), были проведены рекогносцировочные работы на поселении Тамцак Булак (сомон Тамцак Булак, Дорнод аймак). Для всех объектов определены их координаты в системе WGS-84.
Активные экспедиционные исследования археологов Института на обширных просторах Бурятии позволяют регулярно пополнять базу данных археологическими находками. Так, и в полевом сезоне 2010 года В.И. Ташком в ходе стационарных раскопочных работ на местонахождении Барун-Алан 1 значительно расширена база данных по материальной культуре среднего палеолита и раннего этапа верхнего палеолита региона – получено несколько тысяч каменных артефактов. Получена новая коллекция палеонтологических материалов, происходящая из различных литологических подразделений Барун-Алана 1. Наиболее значимы в этом плане находки из подошвы 6-го литологического слоя, поскольку костные материалы из этого уровня позволят провести радиоуглеродное датирование, которое ранее осуществить не удавалось из-за недостаточности образцов для датирования. Расширение раскапываемой площади дало новые материалы, подтверждающие широкое применение качественного каменного сырья в горизонтах обитания нижних уровней, что и позволяло производить микроорудия. В ходе полевых разведок на территории Джидинского района выявлено новое местонахождение с палеолитическими материалами. Местонахождение подразделяется на ряд памятников, располагающихся в распадке и на перевалах на удалении от берега Селенги на нескольких километров. В результате разведочных работ в Хоринском районе удалось установить наличие археологических материалов в гроте, который следует рассматривать не как памятник стояночного типа, а древнее культовое место.
Байкальской археологической экспедицией под руководством Б.Б. Дашибалова была продолжена работа по инструментальной съемке Гуннского городища в пос. Сужа Иволгинского района Бурятии для того, чтобы разобраться с общим планом городища, уделив при этом особое внимание описанию и фиксации линии оборонительных сооружений; выяснить, где расположен вход в городище и сколько их; размыта ли рекой восточная часть городища; зафиксировать стратиграфию линии оборонительных укреплений.
Сотрудники отдела истории, этнологии и социологии (ОИЭС) работали в двух экспедиционных проектах. Состоявшаяся историко-этнологическая экспедиция «Мигранты во Внутренней Азии: механизмы и формы адаптации, экономические и социальные практики» представляет собой часть исследовательского проекта отдела по изучению трансграничных миграций, одним из объектов которого является этническая группа бурят, эмигрировавших в Монголию в первой трети ХХ в. Осуществлен сбор материалов в г. Улан-Батор – Государственном архиве Монголии, Национальной библиотеке, а также в Селенгинском аймаке в сомонах Ерео, Худэр, Шаамар и приграничном Алтанбулаге. Исходя из проведенных полевых исследований, можно констатировать, что буряты, живущие в Монголии, еще несколько лет назад не концентрировали свое внимание на бурятской национальной идентичности. Они считали себя монголами. Сегодня ситуация изменилась, но не кардинально. Некоторые представители бурятской диаспоры уже четко причисляют себя к бурятскому этносу и при этом чувствуют себя равноправными членами монгольской нации наравне с халхасами: нацией, понимаемой не только как политическое образование, но и как этнокультурная община, имеющая одних предков и совместную историю.
Этнологическая группа ОИЭС ИМБТ СО РАН провела исследования Тункинском, Иволгинском, Кабанском, Прибайкальском, Баргузинском, Курумканском, Джидинском, Хоринском, Закаменском районах Бурятии, Центральном, Архангайском, Убэрхангайском, Булганском, Хэнтэйском, Центральном аймаках Монголии. В результате непосредственного наблюдения, опроса, бесед с населением, главами, специалистами, работниками социальной сферы, сбора материалов в администрациях поселений сделаны предварительные выводы о современном состоянии нативных традиций исследуемых этносов и характере межкультурного взаимодействия народов Байкальского региона и Внутренней Азии.
В своем выступлении по итогам работы фольклорной экспедиции «Современное бытование протяжных песен у монголоязычных народов (бурят Предбайкалья)» Л.С. Дампилова подчеркнула, что «экспедиционные исследования в Боханском и Осинском районах Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области представляют большой научный интерес с точки зрения изучения особенностей традиционных жанров фольклора западных (предбайкальских бурят) бурят в аспекте исследований общемонгольской этнокультурной традиции. В условиях двуязычия, бытующего у западных бурят, постепенной трансформации и деформации традиционного фольклора в изменяющихся реалиях, нам показалось целесообразным предпринять экспедиционные исследования не только по выявлению и распространению жанра протяжных песен, но и попытаться определить современное бытование остатков всех сохранившихся фольклорных жанров, традиционных шаманских обрядовых материалов, культовых текстов, представляющих несомненный интерес для сравнительного и диахронического анализа особенностей ареальных традиций». Полученные материалы позволяют утверждать, что песенный жанр у западных бурят сохранился и бытует, однако репертуар исполнителей значительно сузился по сравнению с данными экспедиций 1950-1980-х гг. XX в. Так, исполняются в основном застольные песни (архиин) и песни свадебные (түрын), тесно связанные со свадебно-обрядовой традицией, среди которых выделяются песни встречи гостей, провожания невесты, песни благопожелания и напутствия, песни сватов, а также песни, строго привязанные к определенным моментам свадебного обряда (преподнесение почетного блюда төөлэй наиболее уважаемым гостям, раскрытие приданого невесты и т.д.). Распространены также хороводно-игровые песни – ёохорой, нааданай. Наблюдается довольно устойчивый процесс передачи ёхорных песен от старшего поколения к младшему – в народных фольклорных коллективах и ансамблях. Боханский, Осинский районы Иркутской области представляют несомненный интерес как местности, где был наиболее распространен шаманский фольклор. Кроме этого, в ходе полевых исследований выявлено, что в данной местности широко распространены мифологические рассказы, мемораты или былички, тесно связанные с актуальным шаманским пантеоном низших духов. Следует констатировать, что мифологические рассказы – это один из неугасающих, бытующих и поныне жанров фольклора, распространенный среди всех возрастных групп населения бурят Боханского и Осинского районов.
Материалы ежегодных экспедиций Института, проводимых при поддержке экспедиционных грантов Президиума СО РАН и отечественных фондов (РГНФ, РФФИ), являются одним из видов исторических источников и во многом способствуют пополнению источниковой базы исследований, будут востребованы при написании соответствующих разделов научных проектов отделов.